МКДОУ "Голухинский детский сад"

Диагностики одаренности ребенка в различных сферах деятельности в условиях МКДОУ»Голухинский детский сад»

  Выявления особенностей основных компонентов детской одаренности на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка в три этапа:

1 этап – групповое обследование детей с помощью стандартизиро-

ванных методик на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы Васильевой и

отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений

воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей»), и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют«Таблицу экс-опроса»). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.

3 этап – организуется индивидуальное обследование одаренных

детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов.

Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

Участниками образовательного процесса по выявлению

одаренных и высокомотивированных детей являются:

Заведующий МДОУ «Голухинский детский сад» Мурзина О.А.

Воспитатели Семенькова Е.И.  Т.Н.Черепанова

Музыкальный руководитель Лебедева В.Л.

Родители

Условно по результатам обследования мы выделяем три категории

одаренных детей:

• дети с необыкновенно высоким общим уровнем  умственного

развития при  прочих равных условиях, являющиеся  источниками новых и оригинальных идей;

• дети с признаками специальной умственной одаренности – в

определенной области детской деятельности, искусства, спорта и др. видах деятельности;

• дети, обладающие яркой познавательной активностью,

оригинальностью психического склада, незаурядными, умственными резервами в различных областях, «маленькие академики».

При проведении практических исследований педагоги  группы  учитывали, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.

С целью выявления детских способностей в  группе также

используются формы работы, в которых проявляется детская

одаренность:

конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;

выставки самостоятельных творческих работ детей;

спортивные соревнования по разным видам спорта;

викторины;

интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где?

Когда?»);

Турниры по шашкам и спортивным играм;

Принципы, которыми руководствуются педагоги  группы

при выявлении способных и талантливых детей:

• комплексный характер оценивания разных сторон деятельности

ребенка, позволяющий использовать различные источники информации и охватить более широкий спектр его способностей;

• развернутое во времени наблюдение за поведением данного

ребенка в разных ситуациях;

• анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в

максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

• использование тренинговых упражнений, в рамках которых

можно организовывать развивающее влияние, снимая типичные для данного ребенка психологические преграды;

• опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с

оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как:

анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки психолога, и родителей, естественный эксперимент;

• принцип максимального разнообразия предоставленных

возможностей для проявления личности;

• принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.

При выявлении одаренных детей  учитывалось  :

1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с

попытками ее реализации в различных видах деятельности;

3) потенциальные возможности ребенка к развитию.

Условия успешной работы по выявлению и поддержке одаренных детей.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива.

Создание и постоянное совершенствование методической системы

по выявлению  одаренных детей.

Признание коллективом педагогов и руководством МКДОУ»Голухинский детский сад» того,

что реализация системы работы по выявлению и поддержке одаренных детей является одним из приоритетных направлений работы детского сада.

Психодиагностический комплекс, используемый педагогами

МКДОУ « Голухинский детский сад» для выявления одаренности детей:

Для выявления литературных дарований ребенка используется

методика экспертных оценок Лосева А.А.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком

Критерии оценки

Ф.И. детей.

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное

4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль

5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства

6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии

7. Любит сочинять рассказы или сказки

8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения

9. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта

Средний балл

Если какая-то характеристика присуща ребенку:

в наивысшей степени – 5 баллов;

выше средней – 4 балла;

средней – 3 балла;

низкой – 2 балла.

Суммировали баллы по всем характеристикам внутри данной «области» таланта. Общее количество набранных баллов раздели на количество вопросов, и полученное число записали в бланк.

2. Для выявления интеллектуальной одаренности ребенка

используется методика экспертных оценок Лосева А.А.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. 

Критерии оценки

Ф.И. детей

1. Высокая познавательная активность, мобильность

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций

 3. Устойчивость внимания

4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях

6. Богатство активного словаря

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между

причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется ввиду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий

9. Развитость творческого мышления и воображения

10. Владение основными компонентами умения

учиться

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития

12. Возможность предвосхищения результата деятельности

Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне

интеллектуального развития.

3. Выявление креативно одаренных детей (построено на основе

методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»).

Критерии одаренности Методика диагностирования

1 способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности(ярко выражена в характере самостоятельных рисунков, сочинении историй ,конструировании и др.)

Игра «Теремок»

Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка,

а остальные по очереди подходят к теремку.

Диалог: Тук, тук, кто в теремочке живет? –

Я, (называет себя, гитара). А ты кто? – А я – (называет себя, –яблоко). Пустишь меня в теремок? – Если

скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. Итак, пока все не зайдут в теремок. Если кто-

то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь. 

Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками.

Не произнося настоящих названий картинок, дать шуточные имена-дразнилки: Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. – …(глаза);

каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка – … (лошадка); забивалка,  ударялка, стучалка – … (молоток). Разгадав загадку,

игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями: дети

сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чем идет речь.

 . Гибкость мышления –способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи.  

Игра «Предложи выход из ситуации»

Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Что с ними делать?

Игра «Как использовать предмет?»

Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Ход игры: Газета используется для чтения.

Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать?

Как ее можно еще использовать?

Игра «Внутри – снаружи»

Решение задач, развивающих логическое и пространственное мышление.

Ход игры: предлагается ребенку рассмотреть задания с карточками и ответить на вопросы.

Внутри каждой предложенной фигуры располагается какой-нибудь предмет.

Необходимо определить его местонахождение, правильно ответить.  

Игра «Найди предметы по форме»

Предлагается найти предметы определенной

формы в окружающих предметах.

Игра «Случайные предметы» (находить лишний предмет в однородной группе).Предложить ребенку рассмотреть предметы, изображенные на карточке, и сказать, какой.

Предлагается ребенку внимательно рассмотреть таблицу. В ней из буквы и абстрактные значки. Ребенок должен вычеркнуть из таблицы все, что не является буквами

 Все дети справились с заданием.

Игра  «Посмотри и запомни» (запоминать пары «Предмет – символ»)Ребенок рассматривает иллюстрацию и старается обнаружить сходство между предметами и животными на левой стороне карточек и символами справа. Дается время (20-30 сек.) на запоминание. Затем картинки перемешиваются, нужно вернуть каждой карточке потерявшуюся половинку, т. е. найти изображение предметами  соответствующий символ.

Шкала оценки результатов исследования креативного мышления у ребенка.

У Ромы М, Ксюши С., Влада К,  Андрея К.,

Оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,

проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.

Для выявления  художественно одаренных детей используется краткий тест Торранса «Фигурная форма».

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста

представляет собой задание «Закончи рисунок».

Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде

рисунков и подписей к ним.  

 Время выполнения теста – 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15-20 минут.

Методы диагностирования:

1. Наблюдения за ребенком в процессе игровой, театрализованной

деятельности, во время выступлений на утренниках, праздниках.

2. Беседа с ребенком. Беседа с родителями.

3. Анкетирование родителей.

4. Обработка полученных данных.

 Анкета на выявление артистически способных детей

1. Легко входит в роль другого человека, персонажа

2. Может разыграть драматическую ситуацию, изобразив

какой-нибудь конфликт

3. Может легко рассмешить, придумывает шутки, фокусы

4. Хорошо передает чувства через мимику, пантомимику,

Жесты.

5. Меняет тональность и силу голоса, когда изображает

другого человека, персонажа.

6. Интересуется актерской игрой, пытается понять ее правила.

7. Создает выразительные образы с помощью атрибутов,

элементов костюмов.

8. Создает оригинальные образы.

9. Выразительно декламирует.

10.Пластичен

Итого

Каждому утверждению необходимо дать оценку по 5-балльной

системе:

5 баллов – качество сильно выражено;

4 балла – выражено выше среднего;

3 балла – выражено средне;

2 балла – выражено слабо;

1 балл – выражено незначительно;

0 баллов – совсем не выражено.

Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов.

Обработка данных по анкете

 Рома М.-3,1б., Ксюша С.  – 3,6, Владик К. -= 3,7б., Андрей К. -3,9б.

Для выявления у ребенка артистических способностей предлагается:

разыграть игровую ситуацию, при этом ведется наблюдение, как ребенок

двигается, проявляет эмоции, чувства, выразительность, фантазию, меняет

силу голоса, тональность; как ребенок создает оригинальные образы,

насколько ему интересен сам процесс актерской игры. Во время

музыкальных номеров обращается внимание на пластичность, на умение слышать и понимать настроение произведения.

Для выявления артистических способностей можно использовать

театрализованные упражнения на способность выражать эмоциональное состояние персонажа в движениях, умение передавать мимику – выразительных движениях мышц лица, в пантомимике – выразительны движениях всего тела, в вокальной мимике – выразительности речи.

Выявление музыкально одаренных детей

Музыкальный работник

Лебедева Виктория Леонидовна

Основные методы отслеживания и выявления музыкальной

одаренности – это наблюдение за деятельностью детей и тестирование.

Вокальная одаренность проявляется в чистоте интонирования звуко  в мелодической линии песни. Для выявления этой одаренности нужно попросить ребенка спеть знакомую песенку. Если ребенок чисто интонирует мелодию, можно с уверенностью включить дошкольника в разряд вокально -одаренных детей.

Как правило, у чисто поющих детей очень хорошо развиты

музыкально-сенсорные способности. Выявить это помогут специальныеигры -тесты.

Критерии Методика диагностирования

Развитие звуко высотного слуха.

Игра «Кого встретил Колобок»

Рассказывая сказку «Колобок», музыкальный руководитель иллюстрирует героев сказки музыкой, звучащей в разных высотных регистрах: зайчик(высокий регистр), волк, медведь (нижний), лиса

(средний регистр). Слушая музыкальные иллюстрации, дети узнают героев сказки и характеризуют звуковую высоту музыки

Развитие ладового слуха Музыкально-слуховая игра «Определи настроение матрешек»

Музыкальный руководитель рассказывает сказку о том,

что в одном сказочном музыкальном царстве жили две

матрешки. Одну звали Веселинка, потому что она

 всегда была веселой и пела веселые песни. Вторую

матрешку называли Грустинкой. Она была всегда

грустной и пела грустные песни. Затем детям

предлагается отгадать: какая матрешка поет песенку

(звучат две контрастные по ладу мелодии: грустная и

веселая). Дети определяют на слух лад, отвечают

Развитие метроритмического слуха

Игра «Ритмическое эхо»

Музыкальный руководитель прохлопывает

определенный ритмический рисунок, ребенок должен

его повторить разными вариантами: хлопками,

отстукиванием карандашом по столу. Еще вариант:

попросить прохлопать ребенка ритмический рисунок

знакомой песни или ее метрическую пульсацию

Развитие тембрового слуха

Игра «Отгадай, на чем играю»

Музыкальный руководитель, находясь за ширмой,

играет на разных инструментах: барабан, металлофон,

ложки, музыкальный треугольник, маракасы, бубен,

дудочка, гармонь, колокольчики, трещотка, гитара.

Дети слушают, определяют на слух тембр инструмента, затем отвечают

Гармоническийслух

Игра «Сколько ноток поют песенку»

Музыкальный руководитель нажимает на клавишах

поочередно аккорд и одну ноту. Ребенок отвечает:

«Хор ноток или одна нотка»

 Рома Медведчиков, Андрей Кузнецов, Ксюша Соколова, Кривоносов Влад, выше среднего  4 балла. Остальные дети 3 б.

 Выявление спортивно одаренных детей

Критерии

Энергичен, все время хочет двигаться, спит меньше обычного

Проявляет большой интерес к движениям, требующим тонкой моторики

Обладает хорошей зрительно-моторной координацией

Обладает широким диапазоном движений (от медленного к

быстрому, от плавного к резкому)

Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений

Отлично управляет телом при маневрировании

Обладает исключительной для своего возраста физической

силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень

развития основных двигательных навыков

Смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и

всегда в них выигрывает.

Практически никогда всерьез не устает, если занят любимым

делом.

 Выявление конструкторской одаренности ребенка.

Для диагностики уровня развития конструкторской деятельности

детей используется методика Векслера «Кубики Коса»

В этой методике используется набор постепенно усложняющихся

образцов геометрических фигур (нарисованных на картонных карточках) и набор из 9 кубиков, стороны которых разделены по диагонали на белый и красный треугольники. Всем детям устно дается одинаковая инструкция:

«Перед вами кубики, все они одинаковые. Рассмотрите их внимательно.

Посмотрите, как окрашены их стороны: 2 стороны красных, 2 белых и 2 разделенных по диагонали на красный и белый треугольники. Сейчас вам будут даны рисунки, вы должны построить из кубиков точно такой же рисунок». Испытуемым поочередно предъявляются фигуры для самостоятельного конструирования по образцу. Экспериментатором фиксируется время выполнения задания и качественные характеристик и деятельности испытуемых.

При исследовании конструкторской деятельности ребенку предлагают следующие задания.

 Шкала оценок

Конструирование объемных построек из цветных кубиков одинаковой величины с помощью образца-рисунка

1 – Строит дорожку из трех кубиков, ориентируясь по

двум цветам (например, красный и желтый).

2 – Строит «двухэтажную башню» из трех кубиков

соответственно двум цветам (например, красный и

желтый).

3 – Строит «трехэтажную башню» из семи цветных

кубиков.

4 – Строит «трехэтажную» постройку сложной

конфигурации из кубиков четырех цветов.

5 – Строит «четырехэтажную» постройку из восьми четырехцветных кубиков. Выкладывание по рисунку определенных фигур на плоскости из цветных кубиков с выкрашенными в разные цвета сторонами.

1 – Складывает четыре двухцветных кубика так, что

на плоскости получается цветной квадрат,

разделенный по цвету на четыре части.

2 – Складывает из четырех кубиков квадрат,

разделенный по цвету на две части.

3 – Складывает из девяти кубиков квадрат,

разделенный по цвету на три части.

4 – Складывает четыре кубика так, что получается ромб

Задания по конструированию по методике Косса 

1 – Складывает квадрат из четырех кубиков двух цветов с вписанным в него треугольником.

2 – Складывает квадрат с вписанным треугольником, основанием кверху.

 пять первых вариантов этой методики: двухцветные кубики)

3 – Складывает квадрат из четырех кубиков,

разделенный на два равнобедренных треугольника.

4 – Складывает квадрат из четырех кубиков, со

вписанным в него ромбом.

5 – Постройка сложного рисунка из девяти кубиков

Задания:

— Конструирование «башни» из трех-пяти кубиков разного цвета.

— Конструирование «дорожки» из кирпичиков разного цвета.

— Конструирование «заборов» из разноцветных кирпичиков

(вертикальное расположение деталей).

— Конструирование «грибов», «воротиков», «гаража», «дивана» из

одинаковых по величине блоков (расположение деталей в вертикальном и

горизонтальном направлениях с учетом общей конфигурации постройки).

Описание методики

Стимульный материал методики представляет собой набор цветных квадратов – одноцветных (синий, желтый, зеленый, красный) и двухцветных, разделенных по диагонали – по 16 штук каждого вида.

Оценка результатов

При оценке результатов учитывалсь такие качественные

характеристики, как самостоятельность (результативность) выполнения задания.  

Дети Рома М., Ксюша С., Андрей К. и Влад К. справились с заданием.

Методика оценки общей одаренности (для родителей)

Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его

Родителями.

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти

характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,

проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены

нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,

противоположное оцениваемому;

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности,

противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет.

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более

объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

По результатам оценки родителей

Эта методика, может даёт возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка.

Инструкция для детей

Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в

клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д.

Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак

«-»; если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «++».

Вопросы составлены в соответствии с условным делением

склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

• гуманитарная сфера (2-й столбик);

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

8 февраля 2014 в 14:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.